09.05.2023 г. коллектив и учащиеся нашего учреждения приняли участие в торжественном митинге посвященном 76-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне "И снова май. Салют. Победа!"
06.09.2023 г. учащиеся нашего учреждения приняли участие в патриотическй квест-игре "Дорога Памяти"
05.05.2023 г. учащиеся учреждения приняли участие в митинге в честь перезахоронения бойцов, павших в период Великой Отечественной войны около деревни Марьино Добрушского района
29.04.2023 г. учащиеся учреждения приняли участие в акции "Служу Отечеству, которая состоялась в г. Гомеле"
15.02.2023 г. в учреждении состоялось мероприятие, посвященное памяти воинов-интернационалистов.
15.02.2023 г. в учреждении состоялась линейка, посвященная памяти воинов-интернационалистов.
24.12.2022 г. состоялось мероприятие "Боль и память белорусской земли" с посещением школьной экспозиции "Уголок военной славы добрушской земли"
Военные преподали урок мужества школьникам
Необычное занятие для учеников СШ 5 провели военнослужащие Витебской отдельной воздушно-десантной бригады. В каких условиях проходят службу военнослужащие, как обустроен их быт, проходят тренировки и занятия, рассказал заместитель командира батальона по идеологической работе гвардии капитан Вадим Зайцев.
Ребятам также показали фильм о буднях части. Завершили профориентационное занятие практическим занятием по сборке-разборке автомата.
К слову, некоторые ребята впервые увидели учебное оружие. И не скрывали эмоций.
27.09.2022 г. в ГУО "Средняя школа №5 г. Добруша" для учащихся 8-11 классов состоялось заседание ШАГ. Тема: «Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации» с участием начальника группы территориальной обороны Военного комиссариата Добрушского и Ветковского районов Гомельской области.
10.10.2022 г. активистами БРПО и БРСМ был проведен митинг, приуроченный ко Дню освобождения города Добруша от немецко-фашистских захватчиков на памятнике погибшим солдатам в урочище "Дубы".
06.10.2022г. членами волонтёрского отряда «Милосердие» Государственного учреждения образования «Средняя школа № 5 г.Добруша», была проведена работа по благоустройству памятника солдатам в урочище «Дубы», в рамках мероприятий ко Дню города.
24.09.2022 г. учащиеся приняли участие в акции "Дорогою памяти", посвященной "Дню без автомобиля"
17.09.2022 г. в ГУО "Средняя школа №5 г. Добруша" состоялся праздничный концерт, посвященный Дню народного единства
План работы волонтёрского отряда «Милосердие»
на 2022/2023 учебный год
№ П/П |
Форма работы |
Дата проведения |
Участники |
Ответственные |
1 |
Участие в городских, районных, республиканских акциях |
в течение года |
члены волонтёрского отряда |
Лихото В.В. |
2 |
Оказание шефской помощи одиноким и пожилым людям |
в течение года |
члены волонтёрского отряда |
Лихото В.В. |
3 |
Мероприятие в честь Дня рождения БРПО |
сентябрь |
члены волонтёрского отряда |
Лихото В.В. |
4 |
Участие в трудовой акции «Чистый двор» |
октябрь |
члены волонтёрского отряда, 5-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
5 |
Участие в акции «Забота» |
октябрь |
члены волонтёрского отряда |
Лихото В.В. |
6 |
Участие в трудовой акции «Макулатура» |
сентябрь-декабрь |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
7 |
Участие в концертной программе «Учитель-звучит гордо» |
октябрь |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
8 |
Участие в акции «Мы против наркотиков» |
октябрь |
актив волонтёрского отряда |
Лихото В.В. |
9 |
Участие в акции «Дети-детям» ко Дню инвалида |
декабрь |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
10 |
Участие в благотворительных акциях «Рождественский подарок другу», «Чудеса на Рождество» |
декабрь-январь |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
11 |
Участие в гражданско-патриотических акциях « Я-гражданин РБ»; «Ганаруся табой, Беларусь!» |
в течение года |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
12 |
Участие в новогодних и рождественских праздниках |
декабрь-январь |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
13 |
Участие в конкурсе творческих работ «Афганистан глазами детей» |
февраль |
члены волонтёрского отряда |
Лихото В.В. |
14 |
Участие в акции «Память» |
февраль |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
15 |
Участие в акциях, организованных в рамках волонтёрского движения «Забота» |
в течение года |
члены волонтерского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
16 |
Участие в акциях по формированию ЗОЖ: - «Здоровый я-здоровая страна»; -«Наркотикам –Нет!»; -«Брось сигарету» |
в течение года |
актив волонтёрского отряда |
Лопухов С.И. |
17 |
Участие в деловой игре «СПИД – угроза для каждого» |
ноябрь |
актив волонтёрского отряда, 9-11 классы |
Лопухов С.И. |
18 |
Неделя профилактики против СПИДа |
ноябрь-декабрь |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лопухов С.И. |
19 |
Участие в праздновании 78 годовщины Великой Победы |
май |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
20 |
Участие в акции «Ветеран живёт рядом» |
май |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
21 |
Участие в городском Празднике, посвященном Дню защиты детей |
июнь |
члены волонтёрского отряда, 1-11 классы |
Лихото В.В. Классные руководители |
22 |
Уборка воинских захоронений (урочище Дубы) |
в течение года |
члены волонтёрского отряда |
Лихото В.В. |
23 |
Помощь пожилым людям |
в течение года |
члены волонтёрского отряда |
Лихото В.В. |
Инструктивно-методическое письмо
по организации работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию
С целью совершенствования форм и методов патриотического воспитания учащихся с 01.09.2021 в учреждениях общего среднего образования вводится новая должность «Руководитель по военно-патриотическому воспитанию».
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию принимается на работу приказом директора учреждения образования из числа лиц с правом ношения военной формы, имеющих:
высшее образование, опыт военной службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования;
высшее образование и переподготовку по профилям “Педагогика”, “Педагогика. Профессиональное образование” и опыт службы в Вооруженных силах Республики Беларусь, в других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь или освоивших программы подготовки младших командиров и офицеров запаса на военных кафедрах гражданских учреждений высшего образования.
Должностные обязанности и квалификационные требования включены в 28 выпуск Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29.07.2020 № 69.
Пунктом 12 Общих положений установлено, что на должности служащих в порядке исключения наниматель может назначить (принять на работу) лиц, образование и (или) стаж работы которых не соответствует требованиям, предусмотренным квалификационными характеристиками соответствующей должности, если иное не установлено законодательством. При этом учитываются: уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация; специальные знания и деловые качества; опыт работы по соответствующему направлению деятельности; инициативное и творческое отношение к работе и другие факторы.
Условия оплаты труда руководителю по военно-патриотическому воспитанию установлены постановлением Министерства образования от 03.06.2019 № 71, продолжительность основного отпуска – постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 49.
При организации воспитательной работы руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует руководствоваться следующими документами: Кодексом Республики Беларусь об образовании, Законом Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (от 05.11.1992 № 1914-XII), Концепцией непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательный процесс.
Главной задачей руководителя по военно-патриотическому воспитанию является организация и координация военно-патриотического воспитания в учреждении общего среднего образования, направленного на формирование у учащихся патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками, а также организация взаимодействия со всеми потенциальными субъектами военно-патриотического воспитания.
Основными направлениями деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию являются:
организация и проведение мероприятий военно-патриотической направленности;
проведение профориентационной работы с учащимися для осознанного выбора ими обучения в военных учреждениях образования;
осуществление обязательной подготовки допризывников к военной службе во взаимодействии с командирами воинских частей, подразделений, начальниками факультетов (военных кафедр);
осуществление учета военнообязанных в учреждении образования и предоставление отчетов в военные комиссариаты, оказание помощи военным комиссариатам в отборе юношей для поступления в военные учреждения образования;
координация работы по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и др.
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию имеет право вести учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка», который преподается в 10-11 классах учреждений общего среднего образования в количестве 1 час в неделю, проводить учебно-полевой сбор после 10 класса (учебный предмет «Допризывная и медицинская подготовка» и проведение учебно-полевого сбора предусмотрены типовым учебным планом общего среднего образования и являются обязательными для всех учащихся), факультативные занятия военно-патриотической направленности, такие, как «Готовы Родине служить», «Юные защитники Отечества», осуществлять образовательный процесс в рамках реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи военно-патриотического профиля в объединениях по интересам или индивидуально с учетом возраста обучающихся (образовательные области программы военно-патриотического профиля ‑ «Поисковики-исследователи» и «Подготовка к военной службе»).
Руководитель по военно-патриотическому воспитанию подчиняется непосредственно заместителю директора по воспитательной работе. Заместителю директора по воспитательной работе необходимо включить вопросы рассмотрения деятельности работы по военно-патриотическому воспитанию в план контрольных мероприятий. В рамках учреждения образования руководитель по военно-патриотическому воспитанию взаимодействует с классными руководителями, педагогом-организатором, руководителем по физическому, учителями физической культуры и здоровья, руководителем музея учреждения образования (при наличии), а также по обеспечению безопасности с ответственным лицом по данному вопросу.
Организация и планирование деятельности руководителя по военно-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с годовым планом работы учреждения образования, Программой непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021-2025 гг., в которой определены основные республиканские мероприятия военно-патриотической направленности.
К основным формам проведения мероприятий по военно-патриотическому воспитанию можно отнести: уроки мужества, дни воинской славы, мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (ежегодная Вахта памяти у Вечного огня 9 мая, благоустройство воинских захоронений и др.), встречи с ветеранами и оказание им шефской помощи, тематические экскурсии в музеи и воинские части, просмотр и обсуждение кинофильмов военной тематики, квест-игры, спортивно-массовые мероприятия (военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», спартакиада допризывной молодежи) и иные патриотические проекты и конкурсы, в том чис.
Воспитанию у учащихся готовности к выполнению обязанностей по защите Отечества будет способствовать участие в республиканских акциях и мероприятиях военно-патриотического характера, а также в республиканской спартакиаде по программе зимнего и летнего многоборья «Защитник Отечества» среди юношей допризывного и призывного возраста в рамках Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь. Также в целях повышения эффективности воспитательной работы и проведения совместных мероприятий руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует наладить сотрудничество с воинскими частями, детскими и молодежными общественными объединениями (ОО «БРСМ», ОО «БРПО»), ДОСААФ, ветеранскими объединениями, патриотическими клубами.
Руководителю по военно-патриотическому воспитанию при организации работы рекомендуется использовать потенциал музеев учреждений образования, туристско-краеведческой работы (экскурсии, походы по местам боевой славы), поисковой деятельности (сбор материала о судьбе своих предков, родственников – участников Великой Отечественной войны, сбор данных о ветеранах, проживающих на территории района, к которому относится учреждение образования, работа с архивными документами, шефство над солдатскими захоронениями и памятниками воинам и др.).
При выборе методов и форм организации работы по военно-патриотическому воспитанию важно учитывать возрастные особенности, уровень физической подготовки, склонности и интересы учащихся, специфику и место расположения учреждения образования. Приоритетное внимание следует уделять использованию наиболее значимых, комплексных долговременных форм военно-патриотического воспитания, имеющих наибольшую эффективность в подготовке к военной службе (месячники оборонно-массовой работы, профильные лагеря военно-патриотической направленности, поисковая деятельность, работа с военно-патриотическими объединениями (клубами), военно-спортивные игры и др.).
Профессиональная ориентация учащихся на осознанный выбор военной профессии может проводиться руководителем по военно-патриотическому воспитанию по следующим направлениям:
1. Информирование – знакомство учащихся с военными и родственными им гражданскими профессиями, воинскими должностями и званиями, военной формой, требованиями к личностным качествам человека и др.; информирование учащихся о военных учебных заведениях Республики Беларусь (в том числе, организация для учащихся экскурсий в военные учебные заведения), требованиях к личностным качествам военнослужащего и особенностях подготовки к службе в Вооруженных Силах.
2. Консультирование – рекомендация старшекласснику специальностей и учебных заведений с учетом его профессиональной направленности. При этом необходимо учитывать личностные особенности каждого ученика, его интересы и способности, наличие общей и военно-спортивной подготовки. Данную деятельность рекомендуется осуществлять совместно с педагогами-психологами.
Повышению эффективности профориентационной работы и формированию у учащихся позитивного отношения к военной службе будет способствовать сотрудничество с воинскими частями, закрепленными за учреждениями образования на основе заключения официальных договоров. Оно предполагает организацию экскурсий в воинские части, проведение Дней открытых дверей, Дней призывника, организацию для учащихся встреч с военнослужащими, круглых столов, вечеров вопросов и ответов (для ознакомления учащихся с порядком прохождения воинской службы, поступления в военные учебные заведения) и обучение в них, совместное празднование Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Дня Победы, Дня Независимости Республики Беларусь, Дня памяти воинов-интернационалистов, других государственных праздников, праздничных дней и памятных дат, совместное проведение спортивных мероприятий.
В рамках допризывной подготовки учащихся руководитель по военно-патриотическому воспитанию организует взаимодействие с представителями органов системы национальной безопасности (Министерство обороны, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство внутренних дел, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь) с целью решения следующих вопросов:
обеспечение средствами обучения и инвентарем, необходимым для организации образовательного процесса по учебному предмету «Допризывная и медицинская подготовка», проведения соревнований по военно-прикладным видам спорта и других мероприятий военно-патриотической направленности;
организация и проведение учебно-полевых сборов с учащимися 10 классов;
организация оздоровительных лагерей (смен) военно-патриотического профиля.
Обращаем внимание, что специфика мероприятий военно-патриотической направленности и подготовки к военной службе, предполагающая действия в незнакомой обстановке, преодоление трудностей, использование особых навыков и умений, требует строгого соблюдения правил безопасности. Руководитель по военно-патриотическому воспитанию является ответственным за соблюдение правил и норм безопасности.
С целью приобщения обучающихся к соблюдению безопасности во время образовательного процесса и выполнению правил внутреннего распорядка учреждения образования руководителю по военно-патриотическому воспитанию следует включиться в работу по неукоснительному выполнению требований пользования мобильными средствами связи в учреждениях общего среднего образования в соответствии с Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 14.03.2019 года №156 «О мерах, направленных на совершенствование деятельности по обеспечению безопасных условий пребывания обучающихся в учреждениях общего среднего образования». Рекомендуется запланировать различные мероприятия, направленные на воспитание культуры использования мобильных средств и минимизацию их вредного воздействия на растущий организм несовершеннолетних. Это могут быть встречи с медработниками, профилактические беседы, интерактивные игры, викторины, квесты с использованием потенциала информационных и классных часов.